Огласительные беседы перед Святым Таинством Крещения

0-EElistratova-d5a16c40a4e8ef738f895b0d60388172


1-й день огласительных бесед. 

    Сегодня разговор будет состоять из 3-х частей: 1-е о существовании Бога; 2-е  О цели христианской жизни; 3-е о Боге Троице.

    Для начала я хотел бы убедиться, что нахожусь среди верующих людей. Все ли верят в существование Бога? Скажите, на чем основывается ваша вера? Почему вы так решили, что Бог существует? Апостол Павел говорит, что вера от слышания. Чтобы укрепить вас в вашей вере, поговорим о вещах, свидетельствующих о Боге.

    Профессор Московской духовной академии Осипов Алексей Ильич приводит основательные аргументы до­казательства бытия Бога.

osipov

 

    Для начала необходимо выяснить понятие доказательства. Что значит доказать? Доказать — это значит: первое — представить верных свидетелей, очевидцев; второе — указать реальный, действительный путь самому человеку проверить это утверждение.  Итак, когда мы говорим о существовании чего-либо или кого-либо, то вот два аргумента, которые нужно иметь ввиду. Первое — верные свидетели, очевидцы; второе — указать реальный, действительный путь проверки этого утверждения. С этой точки зрения христианство предлагает огромное, бесчисленное количество людей, которые видели Бога, пережили реальную встречу с Богом.  Церковь таких людей называет святыми. Это такие люди, которые боялись допустить ложь или лукавство даже в мыслях, тем более в словах.

    Какие же основания не поверить неисчислимо большему количеству религиозных опытов, засвидетельство­ванных кристально чистыми людьми?

Их опыт говорит не о голословной их вере, не о мнении, не о принятой гипотезе или простой традиции, но о факте познания Бога.

    У пророков Израиля мы постоянно встречаем такие слова: “И сказал мне Бог”. Приходилось ли нам когда-нибудь задумываться над этими словами?

    Бог говорил, а человек слушал, слышал Бога, конечно, не физическим органом слуха, но слышал сердцем, всем существом своим, и слово Божие звучало громче, чем все громы мира, убедительнее и достовернее, чем все его разумение.

    Если для скептика недостаточно убедителен факт неисчислимо огромного  количества очевидцев, то хри­стианство предлагает тщательно разработанный, тщательно проверенный путь для человека, желающего убедиться в существовании Бога.

    В богопознании есть своя последовательность, свои условия, свои критерии. Как осуществляется познание Бога? Начало – в бескорыстном искании истины, смысла жизни, нравственной чистоты и понуждении себя к добру. Без такого начала «эксперимент» богопознания не может быть успешным. В Евангелии это условие выражено кратко и ясно: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8) .

    Итак, повторю еще раз, как видите религия, а именно христианство предлагает бесчисленное количество свидетелей, очевидцев. Это те люди, которые не просто говорят «Я думаю, что есть Бог»  за такие домыслы на смерть ни кто не пойдет, а тем более на такую смерть, о которой мы знаем  из истории христианства. Начиная с первых веков нашей эры в Римской империи и заканчивая 20-м столетием в России,      миллионы мучеников отдали свои жизни в страшных истязаниях и мучениях за убеждение, что есть Бог. Если бы они не пережили, какое  благо быть с Богом, невозможно было бы вынести эти муки. В истории человечества не было ни одного явления столь огромного по своим масштабам,            подобного мученичеству в христианстве. И второе,  хри­стианство предлагает путь самому человеку познать Бога. Для верующего человека познание Бога, желания быть с Богом, жить с Богом является целью жизни. О цели христианской жизни пойдет разговор во 2-й части нашей беседы. 

 

    Начну 2-ю часть нашего разговора с отрывка из Нового Завета, а именно со слов апостола Павла: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воз­дает»(Евр.,11,6). Повторю еще раз первое: надо, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть; второе: надо начать поиски Бога, встретить Бога в своей жизни.

    В 1-й части беседы мы говорили об аргументах бытия Бога. О том, что христианство предлагает и огромное число свидетелей, очевидцев, и реальный, проверенный путь самому человеку познать Бога, и закончили тем, что для верующего человека познание Бога, желания быть с Богом, жить с Богом является целью жизни. О цели христианской жизни поговорим сейчас.

    Общее положение такое, что раз есть Бог и есть здравые понятия о Нем как о Духе невидимом, Творце всего существующего, Промыслителе, Судии и Воздаятеле, то нам необходимо изменить свою жизнь в соответст­вии с этим знанием. Нам необходимо повернуться лицом к своему Творцу, то есть изменить свою жизнь так, чтобы стремление к познанию Бога и желания быть с Богом, жить с Богом стало важным для нас.

    Сердцевина религии — это встреча с Богом, невыразимый опыт Богопознания, познание счастья Божественной любви. Так, например, Павел (Савл), живший в 1-м веке, пережил опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом, и эта встреча изменила его жизнь —  он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благо­вестия, счастливым в своем призвании. Было видно, что каждый шаг в жизни апостола Павла был продикто­ван служению Богу и бескрайним желанием поделиться Его любовью с ближними.

    И таких встреч с Богом на протяжении каждого столетия огромное количество, заканчивая нашими днями. Другой яркий пример, свя­той преподобный Силуан Афонский (до принятия монашества Семён Иванович Анто́нов), живший в 20-м веке, говорит о том, что он в минуту отчаяния вдруг на мгновение увидел живого Христа. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая.

    Опыт встречи с Богом свидетельствует о том, что для человека Бог становится ценностью, становится цен­тром жизни. Ради желания быть с Богом, жить с Богом, человек готов понести порой тяжелый, духовно-нрав­ственный труд, приложить все усилия, чтобы не потерять дар познанного Бога.

    Религиозная практика, которая не знает непостижимого в милости Бога, не знает непосредственного пере­живания Божественной любви, тогда она является периферийной. Человек ходит по грани, потому что любое испытание, даже на бытовом уровне, приведет к тому, что человек быстро отречется от всего того, в чем он убежден только рационально. Поэтому даже когда Церковь стоит под угрозой внешнего давления, внутрен­него раскола, ее невозможно одолеть, потому что в ней есть люди, которые знают Бога по существу, которые соприкасаются с Ним.

Soloviev_2

    Владимир Сергеевич Соловьев говорил: «Меня пытаются убедить в том, что нет Того Кто наполняет мое сердце неизъяснимой радостью блаженства». Этот человек блестяще владел и естественнонаучными, и гу­манитарными знаниями, но полемизировал, опираясь не на эти знания, а  опираясь на религиозный опыт, «Кто наполняет мое сердце неизъяснимой радостью блаженства».

    Бывают такие моменты в истории Церкви, когда какой-нибудь начитанный ученый атеист собирает вокруг себя достаточно невежественных, необразованных, но религиозных людей и доказывает им, что Бога нет. Формально, не имея ни исторического, ни научного образования, эти люди не могут возразить против его те­зисов.  Но они не станут атеистами по одной простой причине, у них есть личные отношения с Богом. Если их нет, то вера рассеивается очень быстро. 

    Пусть не прочитано ни одной книги, но человек в сердце своем знает, как достучаться до Бога. Но вершина святости — высокий интеллектуальный и при этом большой религиозный опыт, как например Василий Вели­кий, Максим Исповедник.

    Богопознание — это задача, мимо которой не пройти ни кому. Вне этого опыта, вне этого познания Божест­венной любви состояние верующего человека очень печально, даже трагично, потому что наступает какой-то момент испытаний и все рушится.

    Вот, например, в начале 20-го века прошла революция, расстреляли царскую семью, и началась гражданская война. Активные контрреволюционеры уничтожены, но есть огромная масса населения, которая помнит цар­скую Россию. Они видят, в какой ужас и голод превратили большевики когда-то богатую страну, и соответст­венно относятся к советской власти. В ответ на это большевики просто расстреливали или сажали в тюрьму всех недовольных.

    Вот история одного профессора университета. Он брошен в тюрьму по обвинению в контрреволюции без суда и следствия, без вынесения приговора. Он находится в такой безвестности.  Бросают его в тюрьму и ничего ему не говорят, потому что человек больше всего боится неопределенности. Мало того его подсаживают в камеру к рецидивистам, уголовникам. Представьте интеллигентного человека, у которого каждый день отнимают пайку, на которого бросают вшей, которого избивают, разговаривают исключительно матом. У него даже нет своего места, он спит под нарами, возле бочка с нечистотами, а самое главное все это без времени. Он не знает сколько здесь пробудет. Формально он не может даже наложить на себя руки, потому что этим людям строго настрого приказано следить за ним . Почему это делают? Затем, чтобы человека сломать. Как можно сломать человека, сделать его адептом (последователем) системы? Для этого нужно разрушить мир его святынь. Человек, святыни которого уничтожены, который сам их предал, не выдержав пыток или обстоя­тельств, он становится адептом (последователем) своих мучителей, или покачивает с собой.

    И вот этот профессор страшно мучился, переживал и в какой-то момент был на грани отчаяния.  О нем напи­сано в книге отца Сергия Желудкова (в книге «Почему и я — христианин»). В один день он испытывал такую особую душевную муку, тяжесть, но и в этот момент, как верующий человек, он продолжал молиться, взы­вать к Богу.  И когда он испытывал эту страшную отчужденность, тяготу, он тем не менее молился. Помните слова пророка Давида «из глубины воззвах к Тебе Господи». То есть человек находится в такой дыре, в такой пропасти, но даже из такой пропасти продолжает взывать к Богу. Дальше он в своем дневнике (видимо по выходе из тюрьмы), описывая произошедшее, свидетельствует о следующем: «И вдруг Бог краем Своих риз коснулся моего сердца». Это, конечно, метафора, люди, которые обрели встречу с Богом, часто прибегают к метафорам «огонь», «вино», «ризы» (одежда). То есть как-то надо передать невыразимый религиозный опыт, поэтому они прибегают к образным выражениям. «Бог краем риз коснулся моего сердца», и это изменило мое состояние, изменилась и моя молитва: «о пусть продлятся эти тюремные дни лишь бы Ты не оставлял меня». Заметьте, человек благословил и свое состояние, и эту камеру, и этих людей, потому что Бог коснулся его сердца. Это и есть сердцевина религии.

    Богопознание  — это задача, мимо которой не пройти никому. Вне этого опыта, вне этого познания Божест­венной любви состояние верующего человека очень печально, даже трагично, потому что наступает какой-то момент испытаний и без Бога вся вера (все убеждения) рушится.

    Бог — это центр всех человеческих стремлений. Человек, сам того не зная, называет богом что-то другое, но под­спудно стремится именно к Богу. Познав непостижимого в милости Бога, непосредственное переживание Божественной любви, человек уже никогда не перепутает это с чем то другим и никогда не забудет. И вот эта внутренняя перемена очень важна. Этот момент просто необходим. Можно без конца читать  книги о Боге, но без реального опыта нельзя познать Бога.  Если не почувствовал «согревшегося сердца», как  апо­столы Лука и Клеопа после встречи с воскресшим Христом идут и говорят «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге …»  т.е. они не узнали в нем Христа, но прежний внутренний опыт «горящее сердце»  свидетельствовал, что они были возле Господа.

    Необходим личный религиозный опыт. Нам необходимо повернуться лицом к своему Творцу, то есть изме­нить свою жизнь так, чтобы стремление к познанию Бога и желания быть с Богом, жить с Богом стало важ­ным для нас.

    

Итак, что же нам надо сделать,    чтобы начать приближаться к Богу?

    Первый шаг, который мы можем сделать навстречу к Богу — это молитвенное обращение к Богу — за помощью, чтобы Он в этом нам помог. И второе, очень важное, — это начать нравственное изменение своей жизни. В Новом Завете Господь учит, как нам надо нравственно меняться.

    Вот и все, что хотелось сказать в этой 2-й части беседе. Как послесловие к ней  считаю необходимым сказать о том, что бывает подлинный и ложный религиозный опыт.

    Говорить об этих предметах, составляющих тайну христианской жизни, выходящих за пределы ле­нивой повседневности и обычно малого духовного опыта, всегда не безопасно, потому что многие могут не­верно понять слово и неправильно применять его на деле, и тогда вместо пользы возможен вред, особенно если человек приступает к подвигу с гордой самоуверенностью.

    В стремлении познать Бога не должно быть любопытства, мечтательности, несерьезности. Любопытство, мечтательность, несерьезность в этой области, попытки любыми средствами проникнуть в духовный мир – равносильны самоубийству.

    Желания чудес, видений, экзальтации, восторгов, чувственных медитаций — такой подход приведет не к по­знанию Божией любви, а уведет от Бога в магию. Задача магии – заставить духов, высшие и низшие силы служить человеку в его земных интересах, безотносительно к их нравственному содержанию и духовным ценностям. Ложный духовный опыт не содержат в себе главного – стимула к нравственному изменению че­ловека и его духовному обновлению, то есть покаянию. Я уже сказал, что очень важно начать нравственное изменение своей жизни. В Новом Завете (т.е. в Евангелии) Господь учит, как нам надо нравственно меняться.

    Итак, мы сказали, что первый шаг, который мы можем сделать навстречу к Богу — это молитвенное обращение к Господу; и второе, очень важное, — это начать нравственное изменение своей жизни в соответствии с заповедями, которые дал нам Господь в Новом Завете.

     Надо сказать и то, что человек обретает Бога, не ища где-то в неизвестности, и не как бы случайно находя, а вполне в определенном, Богом же установленном месте — в Церкви. И вот мы подошли к тому, что же такое Церковь.

    Церковь называют Домом Божим. Церковь есть «вместилище», «жилище» Святого Духа, место, где Бог осо­бым образом пребывает. В ней человек сподобляется богообщения. Церковь не заканчивается здесь, на земле, но простирается в вечность, в Царство Небесное; она и есть это Царство, начинаемое на земле.

    И вне Церкви возможно некое касание Божества человеческому сердцу; «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8); но только в Церкви действует спасающая благодать Святого Духа — т.е. такая, которая соединяет человека с Гос­подом Иисусом Христом (Сыном Божиим) и усыновляет Небесному Отцу. Мы подошли еще к одному поня­тию — троичности одного Бога.  Наш Бог един по существу, но Троичен в Лицах. Мы веруем в Бога — Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

    Именно вера в Бога Троицу отличает Христианство от других религий. Учение о Пресвятой Троице дано в Божественном откровении. Этот догмат непостижим на уровне рассудка, поэтому ни одна естественная фи­лософия не смогла возвыситься до учения о Триедином Боге. Учение о Триединстве Божества сводится к следующем основным понятиям: 1) Бог Троичен и троичность состоит в том, что в Боге три Лица, три Ипостаси — Отец, Сын и Святой Дух; 2) каждое лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они не суть три Бога, а суть Еди­ное Божеское Существо; 3) Божественные Лица отличаются личными свойствами.

    Итак, Наш Бог един по существу, но Троичен в Лицах.

    Мы затронули такое понятие как спасение, сказав, что в Церкви действует спасающая благодать Святого Духа. На следующей встрече мы будем разбираться, кому нужно спасение и от чего надо спасаться.

 

 

2-й день огласительных бесед. 

    В нашей жизни многое принимается на веру. Вообще, человек — это верующее существо. Напри­мер, нам в школе говорят «это стихи Пушкина», и мы верим учебникам литературы, потому что мы не можем спросить у самого Александра Сергеевича, поэтому принимаем на веру. Или когда мы приходим в ап­теку и покупаем лекарства, мы верим, что это не подделка, хотя предположить такое можно, подде­лок много, но мы верим аптекарю. В повседневной жизни человек на 90 % верующее существо.

    Вера также должна быть и в нашей семье. Вот у родителей появляется ребенок, и они готовы от­дать ему свою заботу и любовь с надеждой, верой на ответную любовь своего ребенка, когда он вы­рас­тет. Хотя нет гарантий того, что  ребенок став взрослым, также будет заботиться и лю­бить своих родителей. И таких примеров много, когда родители хорошие, добрые люди, а их взрос­леющий ребенок то и дело грубит им.  Да, конечно, можно заставлять ребенка целовать маму в щечку, заставлять говорить, что он нас любит, но это не будет любовью. Мы, родители, можем только показать пример нашей любви с верой в то, что ребенок откликнется тем же.

    И вот Бог тоже по своей любви создал сперва ангелов, потом человека с надеждой, что человек от­кликнется на Божественную любовь. В Библии мы читаем, что при сотворении человек был создан чистым и непорочным, как наши  новорожденные дети еще не сделали никакого зла, и  такими же были наши прародители Адам и Ева. Бог поселил первых людей Адама и Еву в раю и дал заповедь не вкушать плодов от одного дерева —  дерева познания добра и зла. (Надо сказать, что Библия назы­вает конкретные вещи, например, дерево познания добра и зла, но Библия не описывает, как это де­рево выглядело, что оно из себя представляло, Библия не описывает еще много вещей, но называет их, что они были — эти конкретные вещи).

    В раю люди жили в непрестанном к Богу внимании, в радостном с Ним общении, в мире и единстве со своим Творцом, и от этой непосредственной связи с Богом,  жизнь в раю была исполнена радости и блаженства, не было болезней и смерти. И таков был идеальный мир. И таким бы он и оставался, если бы в начале  истории человечества не произошла величайшая трагедия, которая изменила это идеальное положение вещей.

    Как вы думаете, что произошло?

    Люди совершили грех, совершили злое дело. И под воздействием сделанного греха люди измени­лись в худшую сторону. Библия подробно описывает с чего всё началось.

    Всё началось с того, что в жизнь людей вмешался дьявол. Дьявол — это когда-то бывший светлый ан­гел, который захотел жить без Бога и стал темным злым духом. (Надо понимать, что этот злоб­ный дух, это не какая-то средневековая выдумка или сказка, это то, что человек может сам увидеть, и причём может увидеть сам в себе. Когда в нас есть раздражительность, злоба – это и есть воздей­ствие духа зла на человека).  Этот дух зла, то есть дьявол, стал обманом внушать первым людям, что Бог не так уж  любит людей и прячет от них знание добра и зла, и якобы, поэтому Бог запретил Адаму и Еве вкушать плоды с этого дерева познания добра и зла. И вот  Адам и Ева поверили этой лжи.

    Люди в первую очередь согрешили тем, что поверили злым словам, и тут же появилось у Адама и Евы недоверие к своему Творцу. И через это недоверие произошел раскол между Богом и людьми.

    Мы и сами понимаем, когда в семье появляется недоверие детей к родителям, недоверие мужа к жене, недоверие жены к мужу, то фактически наступает раскол в семье. И мы понимаем, во что пре­вращается такая семейная жизнь. Такой же раскол произошел у человека с Богом, человек отвер­нулся от Бога, и более того первые люди отвергли призыв Бога к покаянию. Как если бы, например, подросший ребенок украл из кошелька деньги, причем родители знают, что это он взял, и сам ре­бе­нок все-таки понимает, что нехорошо сделал. И когда родители спрашивают ребенка, не он ли взял …, ожидая, что он сознается и скажет, что больше не будет этого делать, и любящие родители, ко­нечно, простят своего раскаявшегося ребенка. Но вместо раскаяния ребенок говорит, что не ви­дел не каких денег, и вообще сами виноваты, на что-то потратили, а у меня спрашиваете. Понятно, что при такой ситуации мечтать о семейном счастье не приходится. Похожий раскол произошёл у чело­века с Богом. Человек отверг призыв Бога к покаянию. Без Бога люди стали болеть и умирать. Чело­век как бы испортился, заболел, заболел грехом. И эти последствия греха мы наследуем из по­коле­ния в поколение.

    Мы живём в падшем, испорченном грехом мире; скорби и страдания, добывание в поте лица хлеба своего (Быт. 3, 19) — непременный удел всякого человека на земле. После грехопадения первых людей мир изменился. У многих людей (в жизни) внутренняя неудовлетворённость, неустроен­ность души, невозможность справиться со своими страстями, нестроения в семьях, нескладываю­щиеся отношения между близкими (и неблизкими) людьми; социальная неустроенность, карьер­ные неудачи, недостаточность материального положения; пьянство, наркомания, разнообразные зависимости; супружеская неверность; трудности с детьми; болезни свои и близких… список может быть продолжен до бесконечности. Бедный человек, живя на земле, как будто попадает в бесчув­ственный механизм Хода Вещей, который своими постоянно проворачивающимися проблемами де­лает нашу жизнь порой невыносимой…

    Положение это для нас столь бедственно, что хуже этого ничего не может быть: родиться, прожить жизнь со множеством трудностей, болезней, иногда со скорбями, затем умереть и попасть в ад, где вечно пребывать в мучении из-за отделения от Бога. И притом это такое положение, из которого человек сам никак не может выйти.

    Но Бог — благ, милосерд и человеколюбец. Господь не оставил человека в столь бедственном поло­жении, но устроил путь его спасения. Посмотрим кратко и схематично, как оно совершилось.

    Бог, в Святой Троице, Отец, Сын и Святой Дух (Триединый Бог), любя и жалея Свое создание, еще в раю, сразу после грехопадения, дал обещание о том, что на землю  придёт Спаситель мира, Который родится от  девы, победит диавола и спасет людей. В течение многих веков Господь приготавливал людей к тому, что должен прийти на землю Спаситель, Мессия (по-гречески Христос). Наконец, ко­гда пришла полнота времен, Бог родился на земле.

        Иисус Христос, это Бог который стал еще и человеком. Надо сказать, что Иисус Христос — это Сын Божий. Мы верим в Бога — Пресвятую Троицу. Учение о Триединстве Божества сводится к следую­щем основным понятиям: 1) Бог Троичен и троичность состоит в том, что в Боге три Лица (Лично­сти), три Ипостаси — Отец, Сын и Святой Дух; 2) каждое лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они не суть три Бога, а суть Единое Божеское Существо; 3) Божественные Лица отличаются личными свой­ствами.

     Бог один, но в Нем три ипостаси, три Лица — Отец, Сын и Святой Дух; каждое лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они не суть три Бога, а суть Единое Божеское Существо.

    Иисус Христос  — это Сын Божий. Оставаясь Богом, Он стал еще и человеком, пришел на землю для нашего спасения, родился на земле для нашего спасения.

    В течение своей земной жизни Иисус Христос учил людей Царству Божию, совершал великие чу­деса, воскрешал из мертвых, исцелял болезни, призывал к покаянию и чистой жизни. Наконец, был пре­дан своими же соплеменниками на смерть, в страшных муках умер на кресте, в третий день вос­крес из мертвых, и в течение 40 дней Христос был со своими учениками, учил их Царству Небес­ному,  по­том Вознесся на Небо и сел одесную Бога Отца.(Вот очень краткий пересказ Евангелия)

    Событие Воскресения Иисуса Христа празднуется весной — это праздник Пасхи. И еще Воскресение Христово вспоминается каждую неделю, в определенный день.

    Кто сможет назвать этот день недели?

557442_large

c2176ddd43bf    Воскресение — это день, в который христиане оставляют все дела и идут в храм, исполняют заповедь Божию — 6 дней делай дела свои, а 7-й день посвящай Господу Богу твоему. Поэтому верующие в вос­кресение приходят в храм.

    Храм — это Дом Божий, где Бог особым образом пребывает.

    В храме Бог совершает Таинства. Самое первое таинство — это Таинство Крещения. В крещении че­ловек входит в семью Божию, усыновляется, становится чадом Божиим. Иисус Христос — это Сын Божий по природе, а мы становимся сынами Божиими по благодати. Итак, первое Таинство Церкви — это Крещение, оно совершается один раз в жизни, вместе с ним совершается Таинство Миропома­за­ния. Следующее Таинство — это Таинство Покаяния. Надо сказать, что человек сможет покаяться только тогда, когда поймет, что является злом, что является грехом, для этого нужно 1573733читать Еван­гелие. В Евангелии написано и о жизни Христа, и о Его заповедях, и о том, что является грехом. Грех вносит раскол между человеком и Богом. Грех вносит раскол и в нашу семейную жизнь. В Таинстве Покаяния прощаются нам грехи.

    Скажу еще о самом главном, о само важном Таинстве — это Таинство Причастия (есть еще греческое название этого Таинства – Евхаристия). Это самое главное Таинство совершается во время богослужения (это богослужение называется Литургия). Во время литургии приготовленный хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Но поскольку Гос­подь знает, что мы не можем вкушать человеческую плоть и кровь, поэтому установил, чтобы мы причащались Его Тела и Крови под видом хлеба и вина.     Под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Христовыми. В конце службы священник выходит с Чашей, в которой находятся уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Все, кто готовились, приступают к Чаше и причащаются, то есть принимают в себя Самого Спасителя. Становятся причастниками Божеского естества.

kdfghkfghЭто самое важное Таинство в жизни христианина. Если цель жизни христианской – жить с Богом, то именно в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, становимся причастниками Божеского есте­ства.

    Господь нас милует, очищает, исцеляет, прощает и руководит в нравственном изменении и духов­ном обновлении, то есть покаянии. С Богом человек обретает всегда радость, полноту жизни, спа­се­ние и бессмертие. Смерти в Церкви нет, она упразднена воскресением Христовым, в Церкви люди приобщаются этому воскресению, так что от смерти остается только внешний вид, как переход от земной жизни в жизнь вечную.  Это подтверждает опыт миллионов людей. Церковь таких людей называет святыми. Например, святитель Николай Чудотворец, который жил в 4-м веке, но и сейчас приходит на помощь всем, кто обращается к нему.

    После того как архиепископ Николай перешел в жизнь вечную, за истекшие семнадцать сто­ле­тий всемирной истории, во всех временах и странах он творит великие чудеса, без промедления яв­ляется на зов о помощи одновременно тысячам людей.

Nikolai_Mirlik_06      Но больше всего меня удивляет история, когда один человек, перед тем как идти воровать молился Святителю Николаю. Этот человек жил в Петербурге. Каждый раз, перед тем как воровать, он шёл в церковь Святителя Николая и молился чудотворцу такими словами: «Святитель Николай, по­моги мне на этот раз — больше я красть не буду». Часто ему удавалось красть безнаказанно.

    В очередной раз он залез в богатый дом, а перед этим как всегда в храме помолился Святителю Ни­колаю, и как всегда пообещал прекратить воровать.

    Он залез в дом ночью, светила яркая луна, набрал в мешок золотые вещи и серебреную посуду,  нечаянно мешок ударился, и серебряная посуда сильно загремела. От этого шума проснулся весь дом.  Наш воришка бросился убегать. Он проворно вылез из окошка, быстро пробежал через усадьбу, тропинкой пересёк лесок, и открылось перед ним поле. Увидел он вдали какой-то чернею­щий предмет. Он к нему и ринулся. Подошёл ближе — перед ним лежит дохлая лошадь. Остановился вор перед этой падалью. И вдруг перед ним в сиянии, в полном архиерейском облачении вырастает сам Великий Чудотворец — Святитель Николай и говорит грабителю: » Лезь в утробу этой лошади, а то близятся всадники, схватят тебя и убьют!» Вор мгновенно влез в смердящую падаль. Сидел там и задыхался от зловонья. А всадники сторожа уже тут как тут! Вертятся вокруг лошади и никого не находят и только удивляются — ведь только сейчас они ясно видели силуэт бегущего вора и вдруг этот силуэт мгновенно исчезает! Озираются вокруг — никого нет! И повернули обратно! А когда они уехали, снова является вору Святитель Николай и приказал во­ришке вылезти из лошади.

    Вор, конечно, с радостью исполнил приказание святого, т.к. едва не задохнулся от зловония! «Хо­рошо ли тебе там сидеть?» — спросил вора Николай Чудотворец.

    «Какое хорошо! Едва живым выбрался! Думал, задохнусь от вони!» Святитель Николай ему в ответ: «Вот так и твоя молитва издавала зловонье! Ты думал, что она мне была угодна, а она смердела твоя молитва!»

    Это яркий пример того, что смерти в Церкви нет, она упразднена воскресением Христовым, в Церкви люди приобщаются этому воскресению, так что от смерти остается только внешний вид, как переход от земной жизни в жизнь вечную. Это подтверждает опыт миллионов людей. Церковь таких людей называет святыми.

    Итак, в заключение этой беседы надо сказать, что Бог особым образом пребывает в Церкви, в Ней Бог совершает Таинства, через которые мы соединяемся с Богом, становимся причастниками Боже­ского естества. Церковь — это место нашего спасения.  Нужда в спасении появилась после греха людей.  В результате греха люди лишились живого общения с Богом, потеряли рай, появились болезни и смерть. Человек как бы сломался, испортился, заболел, заболел грехом.  Но Бог, любя и жалея Свое создание, не оставил человека в столь бедственном положении, но устроил путь его спасения.  Спасение устроено по благоволению (желанию) Бога Отца, совершено Сыном Божиим Иисусом Хри­стом,  а усваивается каждому из нас  Духом Святым. Через молитву, чтение Евангелия, и участие в Таин­ствах Церкви мы приближаемся к Богу.   Живя с Богом, человек становится благополучным в жизни и приобретает спасение.

3-й день огласительных бесед. 

       Апостол Павел подчеркивает связь Крещения с нашим спасением, как даром от Бога, проявлением деятельной любви Божией к падшему человеку. Бог спас нас не по делам праведности… а по Своей милости.  Вы омылись… освятились… оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11). В Крещении мы возрождаемся к вечной жизни, делаемся к ней способны.

    Все великие дары Божии, которые мы перечислили — оправдание, освящение, со-воскресение, — даются нам в Таинстве Крещения не как окончательный дар, а именно как задание, как возможность.  В Святом Крещении нам дается помощь Божия, которая, если человек захочет, поможет ему одолеть грех, живущий в нем.

    Вспомним грехопадение наших прародителей. Они проявили внимание к врагу Божию, согласились с ним и исполнили его волю. С того времени сатана получил доступ к человеку, так что — в итоге — человек стал служить не Богу — своему Творцу, а ненавидящему Его противнику.

    Сатана неким образом действует на нас через искушения, соблазны, через наши страсти, греховные привычки и навыки, через ситуации, через некоторых людей.

    Но Господь освободил человека от власти диавола, а главное — дал ему внутреннюю силу не подчиняться сатане. И эту силу мы получаем в Таинстве Крещения, и отныне мы руководствуемся новым, Христовым положением вещей: не сатана властительски действует на нас, а мы имеем силу противиться ему. Противостаньте диаволу, и убежит от вас, — говорит апостол Иаков (Иак. 4, 7), а апостол Павел пишет: Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре (Рим. 16, 20).

    А помочь нам в этом может твердая память того, что мы дали в обетах Крещения обещание Богу — отречься от всех дел диавольских, от служения его, от гордыни его, от всех дел его. Дела его есть грехи и страсти: блуд, жестокость, гордость, чванство, невнимание к ближнему, эгоизм, сребролюбие, жадность, чревоугодие и прочее, и прочее. Здесь нам нужно не поддаваться на так называемое «общественное мнение», не следовать толпе, оправдываясь, что «все грешат». Нужно быть самим собой, свою голову иметь на плечах, строить свою жизнь, не будучи влекомым волнами греховных обычаев мира сего, но на здравом основании христианской нравственности — даже если весь мир будет этому противиться, смеяться над нами, гнать нас ( как это происходит в Европе с ее гей парадами и молчаливым одобрением убийств людей на юго-востоке Украины). Наконец, гордыня его — это уже упоминавшийся дух мира сего — дух лжи, безбожия, тщеславия, разврата, гордости, сребролюбия, наглости, жестокости, глупости — то, что выливается из человеческих сердец и складывается в обычаи,  во весь уклад человеческих нехристианских отношений.

    И от этого мира греха мы отреклись и теперь своим произволением должны противиться ему и тому, кто за всем этим стоит. И это наше отречение от сатаны в Крещении — не просто слова; нет, нам как раз дается великая сила противиться злу, и мы опытно видим, что если ему противимся, то зло никакой власти не имеет над нами, но убегает от нас, а мы обретаем великую свободу во Христе. Поэтому не будем бояться никого, а лучше будем помнить, что как в Крещении мы покончили со своей зависимостью от зла и получили от Христа свободу от диавола и греха, так в Миропомазании мы получили дар Духа Святого, и теперь наша задача — Духа не угашать и возгревать в себе Божий дар, говоря словами апостола Павла. Возгревается же он четверояким образом:

1) участием в Таинствах Церкви (через которые мы приобщаемся Богу и соединяемся с Церковью земною и небесною),

2) молитвою (мы можем всегда, в любое время, обратиться к Богу — к нашему Отцу Небесному, который готов сделать нас своими сыновьями и дочерями. Наше обращение к Богу и есть молитва.),

3) чтением и изучением Слова Божия ( в первую очереди Нового Завета) и

4) хождением в заповедях Божиих. (исполнение заповедей)

    И вот это — программа на всю нашу христианскую жизнь, которую мы с вами и должны созидать, исходя из того, что получено нами в Таинствах Крещения и Миропомазания.

 

    Как выстроить жизнь по Евангельским заповедям?

    Об этом сейчас поговорим. У евангелиста Матфея (глава 25) есть притча о том, как Христос Бог воспринимает сделанные нами поступки.

 

31 Когда придёт Сын Человеческий во всей славе Своей в сопровождении ангелов Своих, то сядет Он на престоле славы Своей.

32 И тогда все народы соберутся перед Ним, и Он отделит их друг от друга …

33 И поставит одних по правую руку от себя, а других — по левую руку.

34 И тогда скажет Царь тем, кто по правую руку от Него: «Придите те, кто благословен Отцом Моим. Унаследуйте Царство, предназначенное вам от сотворения мира.

35 Это – ваша награда, ибо Я был голоден, и вы накормили Меня, Меня томила жажда, и вы дали Мне пить. Я был странником, и вы приютили Меня.

36 Я был нагим, и вы одели Меня. Я был болен, и вы ухаживали за Мной. Я был в темнице, и вы навещали Меня».

37 И тогда праведники скажут в ответ Ему: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили или видели Тебя жаждой томимого и напоили?

38 Когда это мы видели Тебя странником и приютили Тебя? Или видели Тебя нагим и одели?

39 Когда видели Тебя больным или в темнице и ухаживали за Тобой?»

40 И скажет им Царь: «Истинно говорю: когда делали вы что-то для одного из униженных братьев Моих, вы делали это для Меня».

41 И скажет тогда Царь тем, кто по левую руку: «Уйдите прочь от Меня, проклятые, отправляйтесь в огонь вечный, что приготовлен для дьявола и его ангелов.

42 Это наказание ваше, ибо Я был голоден, но вы не накормили Меня, Меня томила жажда, но вы не дали Мне пить.

43 Я был странником, но вы не приютили Меня, Я был болен и в темнице, но вы не позаботились обо Мне».

44 И тогда они скажут Ему в ответ: «Господи, когда это было, что мы видели Тебя голодным, или томимым жаждой, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не помогли Тебе всячески?»

45 И Царь тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю: всякий раз, когда не помогали вы униженным братьям Моим, то это Мне вы не помогали».

46 И тогда неправедные отправятся на вечное наказание, а праведники на жизнь вечную».

 

    Удивительно, то что мы сделали для других людей, Бог воспринимает как сделанное Ему. И об этом пойдет речь дальше.

1 (1)      В письмах святого Николая Сербского (годы жизни 1880-1956 гг.) поднимается вопрос о том, что человек может спастись или погибнуть от своих дел. В одном из таких писем человек пишет Николаю и задает ему вопрос: «Могу ли я спастись, если у меня работа требует множество суеты, я машинист паровоза? Вся моя работа это тяжелый труд в кабине машиниста, я устаю, не могу часто ходить в храм, голова моя постоянно занята работой. Ничего христианского, ничего возвышенного нет, каким образом я могу угождать Богу?» — пишет он Николаю. Николай дает ему ответ и пишет, что долго думал о тебе и вот, что я тебе скажу.

    Множество людей, ежедневно не зная тебя, садятся в поезд, доверяют тебе свои жизни, они верят, что ты не пьян, что ты пришел на работу вовремя, что ты выспался, что ты хорошо знаешь свое дело. Они не увидят тебя даже когда выйдут из паровоза, доехавши до конца своего пути. Они даже забудут поблагодарить тебя, и ты будешь подобен Богу, который постоянно возле людей, постоянно помогает им, но люди не видят Его и часто о нем не думают. Дело твое велико, ты подобен пророку, который ведет людей через пустыню к точке назначения в некое место, куда человеку нужно попасть. От тебя зависит (повторяет Николай) и жизнь, и здоровье, и благополучие и много, много  важных вещей касающихся огромного количества людей ежедневно тобой перевозимых. Если ты будешь думать об этом, если ты будешь молиться о них, если ты будешь молиться Богу, что бы ты смог довезти их в здравии, целости и спасении туда куда нужно, то работа твоя не будет препятствовать в достижении Божьего Царства. Более того сама работа превратится в способ достижения этого самого Небесного Царства за любовь и жертвенное служение  ближним. Общий смысл этого письма такой. Работа его спасительна и дело его свято, он творит добро и пусть не унывает, потому что ничто не препятствует ему делать хорошо своё дело, угождать Создателю.

    Подобным образом можно думать о каждой работе. Часто беседуя с людьми или читая переписки, с радостью находишь следующую мысль — нет ни одной деятельности, кроме откровенно греховной (как скажем наркоторговля), которая бы препятствовала человеку спастись.

    Николай описывает свое путешествие через Атлантику. Он плыл на каком-то большом пароходе из Англии в Америку, и на корабле была молитва. Нужно сказать, что в отличие от наших кораблей, на которых до сегодняшнего дня по советской инерции еще нет церквей, в западном мире (загнивающем, однако) еще по традиции остаются корабельные храмы, и в воскресные дни люди, проводящие в плавании, могут посвящать молитве в этих корабельных приспособленных помещениях.

    И вот была молитва. Плыли посреди бескрайнего океана (пишет святой Николай), а капитан оставил мостик, пришел к нам на молитву и был впереди всех, ближе всех к алтарю. Я смотрел на него (пишет святой Николай) как на Моисея, ведущего своих людей через пустыню, но не песчаную, а пустыню водную. Мы проплывали мимо места, где затонул Титаник. Корабль приостановил свой ход и дал три длинных гудка в память о той трагедии. Этот человек казался мне каким-то исполином или былинным богатырем, который совершает нечто великое — за собою ведет других людей через эти водные просторы к точке назначения. То есть такие возвышенные вещи замечать в обыденные жизни человека это не так уж легко, но надо, и человек может найти в любой нашей земной деятельности следы Божественного благословения. Я думаю, что не только водитель поезда и капитан корабля, но и водитель маршрутки может спасаться, ежедневно везя людей и думая, что возможно везу Христа в салоне. И закройщик может спасать свою душу исполняя заказ раскраивая костюм или другую какую-нибудь одежду, думая, что шьёт для Самого Христа и таким образом хотел бы Ему послужить. Я думаю, что и дома, сдаваемые в эксплуатацию, были бы лучше, если бы штукатуры, плиточники, каменщики, сантехники, которые делают свою часть работы,  думали, что я сделаю свою работу хорошо, потому что в этом доме будет жить Христос.

    Если мысленно поставить Спасителя и делать свою работу так, как будь то ты делаешь лично Богу, то всякий маленький труд, начиная от продавца или разносчика газет, заканчивая трудом ученого или космонавта — любая профессия, любой человеческий труд превращается в способ служения Богу и ближним.

Феофа́н Затво́рник (1815-1894 г.г.)

Феофа́н Затво́рник (1815-1894 г.г.)

    Что увидит человек, когда забудет себя (спрашивает в одном из писем святой Феофан Затворник). Как только человек забудет себя, перестанет думать о себе в первую очередь, он начнет замечать Христа и ближнего. И тогда любое дело, которое он будет делать, будет маленькой ступенькой к небу. Так что в зависимости от перемены наших мыслей, намерений житейских мы можем всё обыденное и земное превратить в небесное святое и вечное, в том числе и работу нашу, и все наши межличностные отношения. Все, что касается человека, может быть свято и не препятствовать идти в рай, если только человек не занимается откровенно греховной деятельностью.

 

    Итак, давайте подведем итог всего выше сказанного. В Крещении человек отказался от греховных дел и получил способность бороться со своими греховными привычками. Отказавшись от зла, будем делать добро, будем  трудиться в исполнении заповедей Божиих. Начать можно с того, что относиться к другим людям с уважением, заботой, даже с почтительностью, как если бы мы находились рядом со Христом. Такое отношение к ближним очень ценно для Бога.

    Мы должны быть готовы к тому, что не всё сразу получится, и что опять мы испачкаем свою душу разного рода грехом, но Господь готов нас принять, очистить, освятить в первую очередь через Таинство Исповеди и Таинство Причастия, к этому и наша ежедневная молитва, и изучение Священного Писания.