Разговор о молитве.

molitva


Выпуск № 1.1 МОЛИТВА.

Это наша первая брошюра, в которой мы коснемся такой темы как МОЛИТВА. И начнем со слов игумена Петра Мещеринова, руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи.

Люди приходят в Церковь под влиянием некоего  религиозного импульса, можно сказать — приведённые Самим Богом. Это может произойти в горе и скорби (и необязательно личном горе; любая человеческая жизнь есть великая трагедия — если быть сочувственно внимательным к ближним, это очевидно),  человек ищет смысла в постигшей его (или других) беде — и чувствует за ней непостижимого в милости Бога, Который отирает всякую слезу с очей пришедших к Нему от великой скорби (Откр. 7, 14; 17). Это может случиться и в полном благополучии, когда люди начинают ощущать недостаточность, несовершенство, абсурдность земной жизни самой по себе — и сознательно ищут Истину (Ин. 14, 6), Которая берёт их за руку и недоведомыми путями приводит к Себе и Своей Церкви. Человек с ужасом думает о смерти, пытаясь постичь смысл её — и встречает Того, Кто есть Воскресение и Жизнь (Ин. 11, 25). Наконец, сердце может просто посетить неизъяснимая радость, когда душа вдруг трепетно ощущает, что есть Бог (Который есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы (1 Ин. 1, 5)).

Сердцевина религии это встреча с Богом, когда душа вдруг трепетно ощущает присутствие Божие, оно возникает в силу посещения человека Господом, когда его сердца касается благодать Божия.   И таких встреч с Богом во все времена, на протяжении каждого столетия огромное количество, заканчивая нашими днями.

trupul_loi_sufletul_sub_microscopul_filozofiei_loi_a_ortodoxiei

первые люди Адам и Ева

Noj

пророк Ной. Другие люди просто проживали жизнь, а Ной ходил пред Лицом Божиим

l_666fa25e

пророк Авраам перед Богом

jean_leon_gerome_10_moses_on_mount_sinai

пророк Моисей на горе Синай перед Лицом Божиим

Хлев2

пастухи перед Богомладенцем

1223

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Святители жили в IV–V веках

422f19f7d3e7

Сергий Радонежский, 1314-1380 г.г

39563

Серафим Саровский, 1754-1833  г.г.

d1

Феофан Затворник, 1825-1894 г.г.

159416

Иоанн Кронштадтский 1829-1908 г.г.

0_1b977_cc9794ed_XL

Силуан Афонский, до монашества Семен Иванович Антонов, 1866-1938 г.г.

 

surozhskiy

Антоний митрополит Сурожский, 1914-2003 г.г

x_c3c56f3e

Иоанн Крестьянкин, 1910-2006 г.г.

288873130

Илий Ноздрин, схиархимандрит.

 

image011

игумен Петр Мещеринов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Господь нас милует, очищает, исцеляет, прощает и руководит в нравственном изменении и духовном обновлении, то есть покаянии. С Богом человек обретает всегда радость, полноту жизни, бессмертие и спасения. Это подтверждает опыт огромного и огромного количества людей. Церковь таких людей называет святыми.

Это чувство присутствия Божия и личное Богообщение, по словам свт. Феофана Затворника, должно быть непрестанно ощущаемо человеком, так что когда его нет, то нужно бить тревогу и искать его. Блаженный Августин пишет «Не на крыльях или на ногах, но чувством приближаемся мы к Богу». Преподобный Симеон Новый Богослов утверждает еще более решительно: «Тщетно именуется христианином тот, кто не имеет в себе Благодати Христовой ощутительно».

Как видите эти слова святых обращены именно к нам.

Нам необходим личный религиозный опыт. Познав непостижимого в милости Бога, непосредственное переживание Божественной любви, человек уже ни когда не перепутает ее с чем- то другим и ни когда не забудет. Нам необходимо повернуться лицом к своему Творцу, то есть изменить свою жизнь так, чтобы стремление к познанию Бога и желания быть с Богом, жить с Богом стало важным для нас.

Итак, что же нам надо сделать, чтобы начать приближаться к Богу? Первый шаг, который мы можем сделать на встречу к Богу — это молитвенное обращение к Господу за помощью, чтобы Он в этом нам помог. И второе, очень важное, — это начать нравственное изменение своей жизни. В Новом Завете Господь учит, как нам надо нравственно меняться.

Необходимо сказать о том, что бывает подлинный и ложный религиозный опыт. Говорить об этих предметах, составляющих нетайную тайну христианской жизни, выходящих за пределы ленивой повседневности и обычно малого духовного опыта, всегда не безопасно, потому что многие могут неверно понять слово и неправильно применять его на деле, и тогда вместо пользы возможен вред, особенно если человек приступает к подвигу с гордой самоуверенностью.

В стремлении познать Бога не должно быть любопытства, мечтательности, несерьезности; не должно быть желания чудес, видений, экзальтации, восторги, чувственные медитации.   Ложный духовный опыт не содержат в себе главного — стимула к нравственному изменению человека и его духовному обновлению, то есть покаянию.  Я уже сказал, что очень важно начать нравственное изменение своей жизни. В Новом Завете Господь учит как нам надо нравственно меняться. Итак, мы сказали, что первый шаг, который мы можем сделать на встречу к Богу — это молитвенное обращение к Господу.  И в связи с этим сегодняшний разговор пойдет о молитве, какой она должна быть.

 

jesus_in_mirror       Но прежде, я хотел бы показать картину современного художника. На ней изображена витрина магазина, в которой отражаются мимо идущие люди. На переднем плане (спиной к нам) стоит молодой человек, который разговаривает по телефону. Мимо идут люди, которые отражаются в витрине, а среди людей находится Бог. Бог находится среди людей невидимо и не вмешивается в жизнь человека без разрешения самого человека. Пока сам человек с молитвой не обратится к Богу, Бог не станет вмешиваться в жизнь человека. Это удивительное бережливое отношение Бога к нашей свободе. Наш Творец по воле которого мы дышим и живем, как любящий наш Создатель ждет нашего обращения к Нему.

      Мы можем всегда, в любое время, обратиться к Богу — к нашему Отцу Небесному, который готов сделать нас своими сыновьями и дочерями. Наше обращение к Богу и есть молитва. Молитва — это обращение ума и сердца к Богу. Встать перед Богом и от сердце сказать Ему все, что у нас на душе.

Это нуждается в пояснениях, что значит стать перед Богом? Это значит ощутить, осознать себя в Его присутствии. Но напомню, Православие строго предостерегает, что  во время молитвы нельзя воображать себе какие-то образы, картинки, восторги, чувственные медитации.  Встать перед Богом — это другое, это простое и естественное осознание, что любящий, всё видящий Бог готов быть в близи к тому, кто обращается к Нему с молитвой. Встать перед Богом — ощутить и почувствовать, что Он мой Бог и  всегда рядом со мной, со своим вразумлением, утешением, помощью и защитой, а я Его пусть грешное, недостойное, но любимое чадо, которому Господь всегда готов внимать, внимать очень тактично, с большим уважением и любовью. Поставление себя в присутствии Божием нам открыто, то есть доступно для нас, это не та вещь, которая редкая или частная — нет, это … доступно для каждого христианина. И делается это возможным по тому, что собственно — это и есть суть Церкви. Это осознание присутствия Бога, поставления себя в присутствии Божием, это первое, это начало молитвы.

Воскресная школа.

Свято-Никольский приход.

Выпуск № 1.2 Продолжим говорить о МОЛИТВЕ.

        И всё же для не церковного человека может быть не понятно: как почувствовать присутствие Божие?       Священное Писание говорит: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33). Для того чтобы почувствовать присутствие Божие, его надо вкусить (т.е. узнать на своем личном опыте). Пути к этому — различные средства которые содержится в Церкви: это участие в Таинствах Церкви, это и исполнение Евангельских заповедей, это и молитва; а как это сделать в каждом конкретном случае — ответить невозможно. Начать можно с того, что молиться Богу: «Господи, дай мне познать Тебя»… Свт. Феофан пишет, что Бог обязательно, непременно исполняет такую молитву, если человек этого действительно хочет. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7).      

      Итак, осознание присутствия Бога, поставления себя в присутствии Божием, это первое, это начало молитвы.

      Второе о чем надо сказать — это о такой книжке как Православный молитвослов. Зачем он нужен? Как им правильно пользоваться? Давайте по пунктам разберем эти вопросы.

121896

Вот что пишет митрополит Илларион Алфеев: «Для начала нужно сказать, что молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами. Но есть также молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в “Православном молитвослове”. Там вы найдете молитвы утренние, вечерние, покаянные, благодарственные, найдете различные каноны, акафисты и многое другое.

     Купив “Православный молитвослов”,  не пугайтесь, что в нем так много молитв. Вы не обязаны все их читать. Если утренние молитвы прочитать быстро, это займет примерно двадцать минут. Но если их читать вдумчиво, внимательно, отзываясь сердцем на каждое слово, то чтение может занять и целый час. Поэтому если у вас нет времени, не пытайтесь прочитать все утренние молитвы, лучше прочитайте одну-две, но так, чтобы каждое их слово дошло до вашего ума и сердца.

В молитвослове много прошений, обращенных к Богу, которые повторяются несколько раз. Например, вы можете встретить рекомендацию прочитать “Господи, помилуй” двенадцать или сорок раз. Некоторые воспринимают это как какую-то формальность и вычитывают эту молитву на большой скорости. Между прочим, по-гречески “Господи, помилуй” звучит как “Кирие, элейсон”. В русском языке есть глагол “куролесить”, который произошел именно от того, что псаломщики на клиросе очень быстро по много раз повторяли: “Кирие, элейсон”, то есть не молились, а “куролесили”. Так вот, в молитве не нужно куролесить. Сколько бы раз вы ни читали эту молитву, она должна быть произнесена со вниманием, благоговением и любовью, с полной отдачей.

Не нужно стараться вычитать все молитвы. Лучше посвятите двадцать минут одной молитве “Отче наш”, повторяя ее несколько раз, вдумываясь в каждое слово. Не так-то легко бывает человеку, не привыкшему подолгу молиться, сразу вычитывать большое количество молитв, но к этому и не надо стремиться. Важно проникнуться пониманием и тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви. Вот главная польза, которую можно извлечь из молитв, содержащихся в “Православном молитвослове”.

Теперь нужно сказать о молитвенном правиле.

Что такое молитвенное правило? Это молитвы, которые человек прочитывает регулярно, ежедневно. Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других — несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает.

     Очень важно, чтобы человек ежедневно исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.

Помню, когда я принял монашеский постриг (мне тогда было двадцать лет), я обратился за советом к опытному духовнику и спросил его, какое у меня должно быть молитвенное правило. Он сказал: “Ты должен ежедневно вычитывать утренние и вечерние молитвы, три канона и один акафист. Что бы ни случилось, даже если ты очень устал, ты обязан их прочитать. И если даже ты вычитаешь их поспешно и невнимательно — не важно, главное -чтобы правило было вычитано”. Я попробовал. Дело не пошло. Ежедневное чтение одних и тех же молитв привело к тому, что эти тексты быстро надоедали. К тому же, каждый день я много часов проводил в храме на службах, которые меня духовно питали, насыщали, окрыляли. А вычитывание трех канонов и акафиста превращалось в какой-то ненужный “довесок”. Я начал искать другой совет, более мне подходящий. И нашел его в творениях святителя Феофана Затворника, замечательного подвижника XIX века. Он советовал молитвенное правило исчислять не количеством молитв, а тем временем, которое мы готовы посвятить Богу. Например, мы можем взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса (или для начала 10 минут), но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. И не так важно, читаем ли мы в течение этих минут все молитвы или только одну, или, может быть, один вечер мы целиком посвятим чтению Псалтири, Евангелия или молитве своими словами. Главное, чтобы мы были сосредоточены на Боге, чтобы внимание наше не ускользало и чтобы каждое слово доходило до нашего сердца. Этот совет мне подошел. Я, впрочем, не исключаю, что для других более подходящим окажется полученный мною совет духовника. Здесь многое зависит от индивидуальности человека.

Мне кажется, что для человека, живущего в миру, не только пятнадцати, но даже и пяти минут утренней и вечерней молитвы, если, конечно, она произносится с вниманием и с чувством, достаточно, чтобы быть настоящим христианином. Важно только, чтобы мысль всегда соответствовала словам, сердце отвечало на слова молитвы, а вся жизнь соответствовала молитве.

      Попробуйте, следуя совету святителя Феофана Затворника, выделить какое-то время для молитвы в течение дня и для ежедневного исполнения молитвенного правила. Можно начать с 10 минут утром и 10 минут вечером.   

     Феофан Затворник пишет:   «Господа молите, чтобы помог Вам в сем наинужнейшем деле. Если будете трудиться усердно, скоро успеете. Воодушевитесь надеждою и упованием, что Господь, видя труд Ваш над молитвою и усердие, …  даст Вам наконец молитву  и она, утвердившись в сердце, будет сама бить оттуда ключом.»