ПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ 2015 г.

 

Пасхальное богослужение в Свято-Никольском храме. Паломническая поездка к мощам св. Матроны Московской. Почитание святых мощей (Телепрограмма 13.04.2013). Несколько слов о ПАСХЕ.

 

Хри­стос вос­кре­се! – Во­ис­ти­ну вос­кре­се!

ВДУМЧИВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. – Мне же хо­чет­ся знать, по­че­му ве­ли­чай­шее хри­сти­ан­ское тор­же­ство Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния име­ну­ет­ся обыч­но ев­рей­ским сло­вом «Пас­ха»? Ведь так на­зы­ва­ет­ся вет­хо­за­вет­ный празд­ник, уста­нов­лен­ный еще за три­на­дцать ве­ков до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Ка­ко­ва связь меж­ду ев­рей­ской и хри­сти­ан­ской Пас­хой? По­че­му Спа­си­тель ми­ра, от дня Рож­де­ния ко­то­ро­го че­ло­ве­че­ство от­счи­ты­ва­ет Но­вую эру, дол­жен был непре­мен­но уме­реть и вос­крес­нуть, при­том уме­реть по­зор­ной – «раб­ской смер­тью», как рим­ляне на­зы­ва­ли рас­пя­тие? По­че­му Бог пре­дал сво­е­го Сы­на на опле­ва­ние, за­у­ше­ние и по­ру­га­ние небла­го­дар­ной чер­ни и гру­бых сол­дат? Раз­ве нель­зя бы­ло уста­но­вить Но­вый Со­юз-За­вет с людь­ми по-ино­му? Как со­от­но­сят­ся, на­ко­нец, с этим од­новре­мен­но страш­ным и ра­дост­ным со­бы­ти­ем ми­лые пас­халь­ные тра­ди­ции: кра­ше­ные яй­ца и ку­ли­чи?
Спа­се­ние (греч. со­те­риа, лат. salus) – это пре­дель­но же­ла­тель­ное со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся из­бав­ле­ни­ем от зла – как мо­раль­но­го («по­ра­бо­щен­но­сти гре­ху», – Рим 7:14), так и физи­че­ско­го (стра­да­ния и са­мой смер­ти). Спа­се­ние яв­ля­ет­ся ко­неч­ной це­лью ре­ли­ги­оз­ных уси­лий че­ло­ве­ка и выс­шим да­ром со сто­ро­ны Бо­га.

Идея спа­се­ния в вет­хо­за­вет­ном иуда­из­ме сна­ча­ла ве­ще­ствен­на: осво­бож­де­ние от еги­пет­ско­го раб­ства (XIII в. до н. э.), воз­вра­ще­ние из Ва­ви­лон­ско­го пле­на (538 до н. э.), дол­го­ле­тие, мно­го­дет­ность и уда­ча. Од­новре­мен­но на­рас­та­ют нрав­ствен­ные усло­вия спа­се­ния: это «мир» и «спра­вед­ли­вость» (Ис 2:9 и сл.). По­сколь­ку спа­се­ние це­лост­но и об­ни­ма­ет всё бы­тие че­ло­ве­ка, оно не мо­жет огра­ни­чить­ся лишь сфе­рой зем­ной жиз­ни, но тре­бу­ет для се­бя ве­ры в за­гроб­ную жизнь и вос­кре­се­ние, ве­ры в «бу­ду­щий мир», где оно за­вер­шит­ся. Эту ве­ру вы­ра­жа­ют биб­лей­ские ав­то­ры II в. до н. э. (Дан 12:2-3; 2 Макк 7:9 сл.; 14:16). Та­кое це­лост­ное спа­се­ние – сво­бод­ный дар Бо­га, Ко­то­рый (в Сво­ей един­ствен­но­сти) яв­ля­ет­ся не про­сто Бо­гом, мо­гу­щим ино­гда, по Сво­е­му про­из­во­ле­нию, со­об­щить ко­му-ли­бо спа­се­ние, но Он Сам по Сво­ей сущ­но­сти – «Спа­си­тель» для ве­ру­ю­щих в Него (Пса­лом  26:1-2; 50:16; 78:9; Си­рах 51:1).

Все­объ­ем­лю­щее спа­се­ние не мог­ло быть до­стиг­ну­то в ис­то­рии древ­не­го («вет­хо­го») со­ю­за-за­ве­та, за­клю­чен­но­го Бо­гом с од­ним на­ро­дом и имев­ше­го ха­рак­тер вре­мен­ный и под­го­то­ви­тель­ный: при на­ступ­ле­нии «пол­но­ты вре­мен» (Гал 4:4) он сме­ня­ет­ся но­вым со­ю­зом со всем че­ло­ве­че­ством и на все вре­ме­на. Ра­нее Бог под­го­тав­ли­вал и через про­ро­ков воз­ве­щал, те­перь же со­вер­шил спа­си­тель­ное для всех во­пло­ще­ние Сво­е­го Сы­на («Она ро­дит Сы­на, и ты на­зо­вешь Его Иису­сом, по­то­му что Он спа­сет Свой на­род от гре­хов», – Мф 1:21). Неуди­ви­тель­но, что си­но­ни­мом Его лич­но­го име­ни Иисус (гре­че­ская пе­ре­да­ча евр. Йе­шуа – «Бог спа­са­ет») и как бы вто­рым име­нем ста­но­вит­ся сло­во Спа­си­тель (греч. Сотэр, слав. Спа­съ). Учи­ты­вая зна­че­ние гре­че­ско­го сло­ва со­териа, тер­мин Спа­си­тель мож­но пе­ре­ве­сти как Це­ли­тель и Врач.

Сво­и­ми соб­ствен­ны­ми си­ла­ми че­ло­век не мог пре­одо­леть глу­бо­чай­шее от­чуж­де­ние от Бо­га, ибо страш­ный удар (гре­хо­па­де­ние) рас­ко­лол его есте­ство свер­ху до­ни­зу – от выс­ше­го со­зна­ния до те­лес­ной при­ро­ды. Со­хра­нив в се­бе, как ос­но­ву сво­е­го су­ще­ства, об­раз Бо­жий, че­ло­век утра­тил спо­соб­ность осу­ще­ствить в се­бе по­до­бие Бо­жие. По­ра­зив­шая че­ло­ве­че­ство бо­лезнь ока­за­лась смер­тель­ной: на­кап­ли­ва­ю­ще­е­ся в ми­ре зло ве­ло его к окон­ча­тель­ной ги­бе­ли. Те­перь ис­це­ле­ние и спа­се­ние за­ра­жен­ных гре­хом по­том­ков Ада­ма озна­ча­ло по су­ще­ству но­вое тво­ре­ние че­ло­ве­ка. Оно со­вер­ши­лось через крест­ный по­двиг Сы­на Бо­жия, вос­при­яв­ше­го в Се­бя всю пол­но­ту пси­хо­фи­зи­че­ской при­ро­ды че­ло­ве­ка и став­ше­го «Вто­рым Ада­мом», имев­шим си­лы вос­ста­но­вить в пер­во­на­чаль­ном до­сто­ин­стве при­ро­ду Пер­во­го Ада­ма» (т. е. все­го че­ло­ве­че­ства). Уме­рев пло­тью, Он умерт­вил с Со­бой и всю вет­хо­за­вет­ную (смер­тель­но боль­ную) че­ло­ве­че­скую при­ро­ду. Вос­крес­нув за­тем в той же ре­аль­ной пло­ти (Лк. 24:39), Он со­вос­кре­сил с Со­бой к но­вой жиз­ни и всю че­ло­ве­че­скую при­ро­ду, со­об­щив ей по­тен­ци­аль­ную спо­соб­ность к про­свет­ле­нию и обоже­нию (греч. тэосис).

По­сле воз­не­се­ния Иису­са Хри­ста но­вая че­ло­ве­че­ская при­ро­да (через нерас­тор­жи­мую связь со Вто­рым Ли­цом Свя­той Тро­и­цы) ока­зы­ва­ет­ся вос­при­ня­той в глу­би­ны вну­т­ри­бо­же­ствен­ной жиз­ни. «Че­ло­ве­ка, ко­то­рый был ни­же кам­ней, Хри­стос по­ста­вил вы­ше ан­ге­лов, ар­хан­ге­лов, пре­сто­лов, гос­подств» (Св. Иоанн Зла­то­уст. Тол­ко­ва­ние на По­сла­ние к Ко­лос­ся­нам,  5).