Епископ Костромской и Галичский Ферапонт совершил великое освящение храма и Божественную литургию.
16 сентября произошло знаменательное событие в жизни Свято-Никольского прихода г.Мантурова. В этот день состоялось освящение престола и всего храма, которое совершил Управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Ферапонт.
Освящение храма является необходимым условием проведения в нём богослужения — Божественной литургии. Чин освящения храма по христианскому канону также носит название обновление храма — «потому что через освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым». Обряд освящения включает устройство престола, омовение и миропомазание, освящение стен храма, иконостасов и всех икон в знак излияния благодати Божией.
После чина освящения и крестного хода состоялась Божественная литургия, после которой Владыка Ферапонт обратился к собравшимся, поблагодарив всех священнослужителей, руководителей города, благодетелей, прихожан, за участие в восстановлении храма.
В 2014 году каменному храму во имя святителя Николая в городе Мантурово исполняется 178 лет. В настоящее время это самый древний из действующих храмов на территории Мантуровского района. Торжественное открытие возвращенного к церковной жизни храма состоялось 22 мая 1990 года, тогда же начались восстановительные работы.
С 2001 года настоятелем храма служит о. Александр Буйдоров. В сложных финансовых условиях он сумел продолжить восстановление святыни.
Знаменательными событиями в истории города Мантурова стало строительство новой колокольни на средства благотворителей (Мантуровский фанерный комбинат, генеральный директор И.В.Морозов), приобретение и установка колоколов за счет мантуровских предпринимателей-меценатов В.К.Смирнова, В.А. Крупинова, А.И. Макарова, Н.Ф. Емановой, С.В. Виноградова, А.Н. Карандашова и Гнусова. 30 октября 2003 года архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил новую звонницу, и через 69 лет забвения над Мантуровом снова зазвонили колокола.
Реставрационные и строительные работы продолжились сооружением трапезной части, которая соединила сохранившуюся часть храма и новую колокольню. В 2010 году проводились работы по внутренней отделке и обустройству трапезной. В начале 2011 году на средства председателя Думы А.А. Балашова был приобретен новый иконостас.
(текст с сайта Костромской епархии http://www.kostromaeparhia.ru/index.php/eparhia/news/9179-16-sentyabrya-sostoyalos-osvyashchenie-svyato-nikolskogo-khrama-goroda-manturova )
Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ). Знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.
Архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах.
Архиерей окропляет святой водой камни,
потом гвозди.
Далее архиерей гвоздями, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей. Это знаменует пригвождение Спасителя ко кресту.
Углы престола поливаются кипящим воскомастихом. Вместе с гвоздями, воскомастих служит средством для прикрепления доски престола.
Владыка указывает как всё правильно и хорошо делает отец Александр.
«Отец Георгий, век живи, век учись!»
После утверждения престола отверзаются царские врата, и архиерей преклонив колена вместе с верующими, читает молитву, в которой просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.
После молитвы царские врата опять затворяются. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма.
После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа.
Омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною). Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».
После омовения трапезы архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром.
После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою.
Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачи€ца» и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.
После облачения престола в нижнюю одежду архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол.
После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром.
Архиерей поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все крестным ходом вокруг всего храма.
По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи, ставит дискос со мощами на уготованном столе. Архиерей читает вслух молитву.
Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь.
После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом.
После освящения храма совершилась Божественная литургия.
Отец Александр указывает на Святое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и произносит молитву перед Причастием.
После окончания Божественной литургии Владыка Ферапонт обратился к собравшимся, поблагодарив всех за участие в восстановлении храма.