О Таинстве Покаяния

1573733

 

mesherinov1О Таинстве Покаяния игумен Петр Мещеринов

           Сегодня мы коснемся очень важной темы — Таинства Покаяния. Сначала дадим определение. Покаяние есть Таинство, в котором христианин, при рас­каянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Мы сразу ви­дим, что для совершения Таинства нужны две вещи:

1) наша исповедь и

2) власть от Бога прощать грехи.

           Господь дал власть прощения грехов не мысленному ис­поведанию человека самого по себе, а особо уполномоченным на это людям — Апо­столам и их преемникам, т. е. епископам и пресвитерам …    Вне Церкви, к сожалению, даже если человек и жалеет, сокрушается о своих дурных де­лах, — разрешения от них ему взять неоткуда. Грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоеди­нение человека с Церковью.

           Сразу перед нами встает вопрос: что же такое грех? Чем он страшен? Выяснив это, мы поймем, что, соб­ственно, происходит в Таинстве.

           Грех есть беззаконие, — определяет ап. Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 4), т. е. нарушение воли Божией. Это нужно правильно понимать. Воля Божия — это, можно ска­зать, … на чем держится мир, все бытие. … Если же мы волю Божию нарушаем …  — то тем самым мы идем против Божьего по­рядка мироустройства, т. е. разрушаем, портим и извращаем самих себя и мир. И это не какие-то мысленные выкладки: это объектив­ное положение вещей.

           Если человек идет против миро­устройства Божия, то – вменяет он себе в грех это противление Богу или нет — он пожинает определенные последствия: для гордости — отступление благо­дати и предание бесам, для блуда — разрушение души, нарушение целости человека и проч.

… Любой грех, коль скоро он совершён, извращает, меняет в худшую сторону человека и влечет за собою последствия. Но воис­тину всякое человеческое несовершенство и немощь превосходит лю­бовь Божия; Гос­подь в Своей Церкви дал нам великое и удивительное Таинство Покаяния, и теперь, если че­ловек осознает свой грех, кается, исповедует его и получает в Церкви разре­шение от него, то мало того, что восстанавливается общение между Богом и человеком, душа исцеляется и получает благодатные силы на борьбу с грехом, но и сам грех изглаживается из бытия. В этом объективное действие Таинства Покаяния: грех уни­чтожается благодатью Божией.

           Здесь можно различить, во-пер­вых, покаяние как вхождение (или возвращение) в Церковь от греховной жизни и, во-вторых, покаяние как делание человека уже церковного, т. е. нравственное усилие души в борьбе с грехом и в понуждении себя на добро.

  1. Покаяние как вхождение в Церковь. Покаяние радует Бога и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7).

           Покаяние в собственном смысле слова, мы видим, есть решительная перемена всей своей жизни, осознание своих гре­хов и оставление их, обращение к Богу и устроение своей жизни на новых началах. Та­кое покаяние предполагает определенное состояние души, — когда человек осознает и чувствует свою недостаточность без Бога, падшесть, опасность от греховного состоя­ния, пленения себя грехом — то, что свт. Феофан называет «крайней бедой без Бога». …   И это — исконный смысл поня­тия «покаяние»: благодатное изменение сознания и перемена жизни. В наше время многие люди, крещенные в детстве, но не воспитанные как христиане, входят в Цер­ковь через покаяние; и в этом смысле оно называется «вторым Крещением» или «вос­становлением, возобновлением Крещения»;

2.            Покаяние как нравственное делание. Но вот мы с вами вошли в Церковь — через Крещение или через Покаяние. Как должна теперь строиться наша жизнь? Отринув грех и соединившись с Богом, и теперь наша задача — сохранить, возрастить и приумножить эти дары (т.е. чистоту души и святость). Для этого мы должны употреблять … нравственное усилие. Уси­лие это должно быть ровным, постоянным, непрекращающимся, и мы постоянно должны возрастать во Христе, восходить от силы в силу.

Но это идеал. В жизни такого не бывает. Мы немощны, неспособны на такое постоян­ство, …  мы часто рассеиваемся, помрачаемся, изнемогаем, ослабеваем — и в итоге допускаем в нашу жизнь грехи. …

           И тут снова любовь Божия готова нас всякий раз принимать в Таинстве Покаяния, прощать грехи, очищать и восстанавливать совесть, и покаяние — как делание, так и Таинство — становится для нас … также и восполнителем (помошником) наших недо­статочных усилий на путях духовной жизни. И это вторая сторона покаяния, очень для нас существенная. И в связи с этим остановимся на том, как нам каяться, в чем, как это всё должно совершаться внутри нас — и как потом всё это должно выноситься на исповедь. Ибо всегда нашему участию в Таинстве Покаяния, приступаем ли мы к нему впервые, как ко второму Крещению, или прибегаем к нему регулярно как уже к цер­ковно-нравственному деланию, — предшествует некая внутренняя покаянная работа; вот о ней и поговорим.

           И первое здесь — внимание к себе.

           Внимание к своим мыслям (о чем вы думаете), чувствам (например, гнев, зависть или любовь, благодарность,

 радость успехам других …), внимание к делам (делами мы согрешаем или радуем Бога и ближних).

           Борьба с грехом — вещь многосложная; здесь возможны как победы, так и поражения, когда нами все же допущен грех — мыслью, чувством, делом (словом). Когда это случится, не нужно впадать в смущение, отчаяние и проч., нужно сразу прибегнуть к покаянию, как благодат­ному восполнению наших недостаточных духовных усилий.

           Покаяние не есть нечто аморфное, просто как бы некое смятение и укорение души. Не есть оно и некоторая внутренняя истерика. Покаяние имеет свой внутренний чин и порядок, его очень хорошо определяет свт. Феофан. Он пишет, что покаяние — это:

1) осознание своего греха пред Богом (И это осознание — не протоколирование ка­кого-то формального нарушения, а живое чувство того, что то, что я сделал, неприятно Богу моему, я этим огорчил, обидел, оскорбил Бога. Это живое ощущение, что грех разлучил меня с Богом.);

2. Укорение себя, т. е. вменение себе ответственности за грех. Очень часто мы склонны перекладывать ответственность на обстоятельства, на других людей, на бе­сов, а себя оправдывать; а важно осознать, что именно мы не правы перед Богом.

3) решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

           Исповедоваться всегда нужно … не утаивая, не смущаясь и не стыдясь ложным стыдом: «Что обо мне батюшка подумает?» Для батюшки это не новость, он все это слышал сотни раз, и священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и наоборот, чувствует к искренно кающемуся любовь, расположение и большое уважение  потому что иногда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться. Грехи нужно называть (кратко) так, чтобы священник понял, о чем речь, но в подробности, осо­бенно плотских грехов, входить не нужно. Хорошо испытывать совесть заранее, то есть заранее надо знать в чем согрешили, и как мы уже сказали всегда, идя на исповедь, мы должны, хоть в слабой мере, насколько для нас воз­можно, именно покаяться в грехах: осознать их пред Богом, укорить себя, решить воз­держиваться от них, с молитвой к Богу. За этим нужно тщательно следить.